На смену традиционным цистернам приходит новый тип тары – танк-контейнеры. Емкость, помещенная в стальной каркас со стандартными габаритами 20- или 40-футового контейнера, отличается универсальностью и высокой надежностью. Танк-контейнеры – востребованная тара у логистических компаний, производителей продукции и строительных организаций.
Танк-контейнер – это специализированная тара, которая используется для перевозки и временного хранения грузов в жидком и газообразном состоянии. Конструкция представляет собой цистерну, которая помещена в жесткую стальную раму. Наполнение и слив происходят с помощью специальных систем и технологических устройств.
Рентабельность и удобство использования танк-контейнеров доказаны на практике работы таких предприятий, как:
Транспортно-логистические компании. Эффективно отработана цепочка поставок от завода к клиенту.
Заводы-производители. Владелец сырья решает задачу по хранению и транспортировке продукта заказчикам и в собственные филиалы.
Строительные организации. Появляется возможность организации заправки на объекте.
Унифицированные размеры танк-контейнеров подходят для перевозки продукции наземным транспортом и на морских судах. Они позволяют использовать стандартную технику для перемещения цистерны без перегрузки содержимого. Использование бесперевалочной технологии увеличивает безопасность груза, сокращает расходы и время доставки.
Преимущества использования танк-контейнеров проявляются максимально, если правильно подобрать типоразмер тары в соответствии с характером и особенностями груза. В зависимости от пригодности к транспортировке определенного продукта тара классифицируется на следующие виды:
IMO 0. Допускается перевозка пищевых продуктов, для выгрузки которых не требуется давление. Стенки колбы по сравнению с другими цистернами минимальные.
IMO 1. Предназначены для транспортировки химических продуктов. Предусматривают утолщенные стенки и возможность верхнего слива.
IMO 3. Допускается перевозка разнообразной продукции пищевой промышленности, а также опасных химических веществ. Выгрузка осуществляется с помощью нижнего сливного прибора.
IMO 5. Специализированные емкости для транспортировки и хранения сжиженных и сжатых газов.
Конструкция танк-контейнеров характеризуется безопасностью, высокой надежностью и долговечностью, так как тара рассчитана на многократное использование. Габариты стального каркаса соответствуют размерам стандартных 20- и 40-футовых контейнеров. Первый вариант получил наибольшее распространение, вторые представляют собой специализированные цистерны для сжиженных газов.
Стальной каркас обеспечивает повышенную прочность и надежность конструкции. Для выполнения операций с тарой и крепления предназначены угловые фитинги.
Для изготовления цистерны используется нержавеющая или углеродистая сталь в зависимости от особенностей содержимого. Конструкция предусматривает теплоизоляцию, слой которой составляет 50-100 мм.
Сливная система может работать под действием силы тяжести или под давлением. Слив вязких продуктов происходит с предварительным подогревом с помощью паро- или электроподогрева.
Для промывки емкости и контроля герметичности конструкции предназначен люк-лаз. Танк-контейнер оснащен контрольно-измерительными приборами и надежной запорной системой. Аварийный сброс давления происходит с помощью специальных клапанов.
Цистерна может быть поделена на секции для перевозки различных продуктов без смешивания их.
Танк-контейнеры – востребованная тара, которая обладает рядом достоинств по сравнению с традиционными решениями:
Мультимодальность. Изделие со стандартными размерами может быть погружено в автомобиль, железнодорожный вагон или морское судно. При смене вида транспорта перевалка груза не требуется, что положительно отражается на экономических показателях логистики.
Надежность хранения. Тара по прибытии в место назначения может быть размещена на любой ровной площадке в несколько ярусов. Система нижнего слива дает возможность осуществлять выгрузку частями.
Экономичность. Аренда танк-контейнера обойдется дешевле авто- или железнодорожной цистерны. Бесперевалочная технология значительно сокращает расходы на доставку груза. Дополнительным источником экономии служит бестарный способ перевозки.
Повышенная грузоподъемность. При сравнении с традиционной тарой для жидких грузов танк-контейнеры способны нести в себе больший объем продукции. Это позволяет экономить на фрахте, операциях погрузки-разгрузки и обработке документов.
Удобство эксплуатации. Тара отличается удобством для выполнения всех необходимых манипуляций.
Безопасность. Продуманная конструкция, использование современных материалов и инновационных технологий производства делают танк-контейнеры максимально безопасными. Отсутствие необходимости перевалки груза исключает риск загрязнения окружающей среды и снижения качества продукта.
Сохранность груза. Танк-контейнеры отличаются высокой надежностью и герметичностью, так как изготавливаются в соответствии с требованиями стандартов качества ISO и проходят сертификацию.
В настоящее время на танк-контейнеры приходится небольшая доля в российской транспортной системе, однако имеется тенденция к увеличению их присутствия на рынке. Многие предприятия переходят на новый вид тары для жидких и газообразных грузов, так как рост экономических показателей и снижение издержек подтверждают перспективность ее использования.
Автор статьи: Сергей Хорош