Специализированные полуприцепы-цистерны используются для перевозки жидких пищевых продуктов и воды. Емкости соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм и обеспечивают сохранность груза. Срок службы автоцистерн ограничен, поэтому возникает вопрос, можно ли его продлить, чтобы не списывать основные средства.
Срок службы автоцистерн в основном зависит от материала, из которого изготовлена емкость. Полуприцеп цистерна относится к пятой амортизационной группе основных средств и является транспортным средством со сроком полезного использования до 10 лет включительно.
Спецтехника подразделяется на следующие категории:
Цистерны из конструкционной стали. Эксплуатационный ресурс зависит от марки стали, но не более 6 лет.
Алюминиевые цистерны. Срок службы не превышает 10 лет и во многом зависит от частоты санитарных обработок и технического обслуживания дополнительного оборудования.
Цистерны из нержавеющей стали. Оптимальный вариант для транспортировки жидких пищевых продуктов, так как срок службы сопоставим с ресурсом тягачей, которые их буксируют.
Стоимость полуприцепов-цистерн для наливных грузов пищевой группы находится в прямой зависимости от используемых материалов для производства емкостей. В целях экономии некоторые перевозчики предпочитают приобретать менее долговечную, но более дешевую спецтехнику и менять ее с определенной периодичностью.
Нужно подчеркнуть, что перевозка пищевых продуктов допускается в емкостях, которые: соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивают свежесть продукта и не изменяют его качество. Таким образом, обязательное условие эксплуатации пищевых цистерн – регулярная мойка и дезинфекция разрешенными средствами. Этот момент в свою очередь отражается на их сроке службы.
На возможность дальнейшей эксплуатации полуприцепа-цистерны оказывают влияние следующие факторы:
Целостность резервуара и теплоизоляции.
Комплектность оборудования, от которой зависит безопасность перевозки пищевых продуктов.
Техническое состояние аппаратуры, контролирующей состояние содержимого цистерны.
Функциональность систем, поддерживающих требуемые условия транспортировки.
Принимая решение о восстановлении эксплуатационного ресурса полуприцепа-цистерны, следует учитывать экономическую составляющую проекта. В некоторых случаях ремонт обходится дороже приобретения новой спецтехники.
Для решения этого вопроса необходима детальная диагностика и проверка технического состояния систем, обслуживающих цистерну. При этом не нужно заострять внимание только на исследовании емкости – важна каждая деталь, поэтому тестируется весь комплекс устройств. Как показывает практика, стоимость всех процедур с получением сертификата сопоставима с приобретением новой автоцистерны.
Принимая во внимание это обстоятельство, многие перевозчики не рассматривают вариант восстановление ресурса спецтехники, а предпочитают использовать для перевозок качественные цистерны или современные танк-контейнеры, полностью отвечающие требованиям всех нормативов. Срок окупаемости таких инвестиций сокращается, в том числе за счет большего эксплуатационного ресурса, что позволяет получать прибыль практически сразу.